Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Что посмотреть в старинном селе Сытомино

   Первое упоминание о селе Сытомино датировано 1675 годом. Расположенное на берегах Оби и Сытоминской протоки, через которую всегда осуществлялось движение вверх и вниз по течению, первоначально село называлось Белый Яр.

 

Автор фотографии: camel1999

 

   И совершенно оправданно - песчаная белизна речного берега другого названия и не предполагала. Но в конце XIX века деревня получила другое имя. Согласно легенде, по фамилии умершего здесь беглеца Сытомина проезжие купцы стали называть поселение Сытоминской заимкой, а потом и - Сытомино.

   К началу ХХ века в селе стояло всего семь избушек, да и то вразброс среди соснового леса, растянувшегося на десятки километров. Населяли его русские, а ханты жили рядом в Чимкиных и Тугаскиных юртах. Сельчане жили хорошо и в достатке. В основном – за счет торговли рыбой, которую возили в Тобольск. Кроме рыболовства занимались охотой, сбором ягод, орехов и грибов, в сосновом лесу заготавливали дрова, пушнину, которую с удовольствием закупали проходящие по Оби купеческие пароходы. Потом, уже в советское время, здесь особо продуктивно работали два колхоза, в состав одного из них входила звероферма. С объединением их в 1961 году в совхоз, здесь появилась механическая дойка, сельхозтехника. И к 1970-м годам прошлого столетия насчитывалось около двух тысяч крупного рогатого скота. И, конечно же, выращивали рожь и овощи.

 

Название Сытомино село приобрело в конце XIX века, когда основными его жителями стали русские переселенцы.

 

   Сытомино – единственное в Сургутском районе село, где сохранилось крупное рыбодобывающее предприятие «Восход», отмеченное дипломами и золотой медалью. Начавшееся с рыбоприемного пункта предприятие плавно влилось в Сургутский рыбокомбинат. Но после развала последнего получило статус рыбодобывающего участка и самостоятельность. С 1992 года и до сегодняшних дней «Восход» коптит, вялит плотву, язя, щуку, сырка, немного муксуна, нельму, налима. Предприятие располагает посадочным цехом, где ремонтируют неводы, цехом обработки рыбы, где ее глазируют - покрывают ледяной корочкой. Имеются судоремонтный и механический цеха, катера, несамоходные судна, несколько «Уралов» и тракторов.

   Своими силами коллектив рыбоучастка построил ледник, пирс для судов. Помимо этого «восходовцы» заготавливают дрова, пиломатериалы, строят дома не только для своих рабочих, но и для учителей, врачей, коренных жителей. Спонсируют ежегодный праздник День рыбака, на который съезжаются многочисленные гости. Помогает предприятие и пенсионерам. Не только свои, но и пожилые односельчане получают помощь, а это - дрова, так необходимые на селе, сено, дешевое мясо из подсобного хозяйства.

   Думаю, что одним из главных достояний села по праву считается школьный краеведческий музей – самый большой в районе. Так же интересно и по-настоящему познавательно лично мне было только в Московском политехническом и Пушкинском на Остоженке. Скажете - загнула? Ничуть! Экспозиция построена так, что не может не задеть не только струны твоей души, но и играет на струнах любознательности. Кроме того, что здесь во всей красе представлены предметы старожильческой культуры села, да еще и зуб мамонта, и этнические подробности о том «Как щука голову себе сделала» (кстати, нигде об этом не читала).

 

В Сытоминском музее красочно представлена русская старожильческая культура.

 

   Где еще можно послушать настоящий патефон или узнать о гигрографе - приборе для непрерывной регистрации относительной влажности воздуха, чувствительным элементом которого служит волос натуральной блондинки? Влияние технического прогресса никак не повлияло на это устройство, оно и сейчас используется в метеорологии. Экскурсию по музею проводит энтузиаст и создатель музея, а еще и школьного зимнего сада, автор недавно увидевшей свет книги «Времена. Сытоминский сельсовет: антология воспоминаний» Владимир Чарухин. Обычный с виду человек, но, когда ты видишь его глаза, полные любви к своему краю, тоже влюбляешься в этот песок, в разлив речной протоки, в это старинное село Сытомино.

 

Владимир Чарухин демонстрирует уникальный экспонат – щучью голову, изготовленную коренной жительницей Марией Сенгеповой. Каждая составная часть деталь символизирует орудия труда.

 

   Из года в год меняется облик села. Там, где еще в середине прошлого века был пустырь, появились новые улицы, дома. Развиваются артерии сообщения с Сургутом: открыта автодорога с понтонным мостом через реку Лямин. Перспективный план развития села готовился из расчета на 1800 жителей, при ныне живущих около 2000 тысяч человек, включающих жителей поселения Горный, также входящего в состав Сытоминского сельского совета, и 244 человека из числа коренных жителей. Согласно генплану, здесь возведут жилье, воздвигнут Сквер памяти, комплекс спортивных сооружений с бассейном и стадионом. Построят гостиницу, кафе, мини-автовокзал. Будет расширена АТС, село получит еще один детский сад, станет развиваться существующая больница. Проект предусматривает создание водоохраной зоны.

   Как говорил классик: все лучшие женщины живут в провинции. А я бы дополнила – пока живы такие села, как Сытомино, у России есть шанс выстоять в наши дни, сохраняя свои живые, чистые родники. В таких селах вся сила нашей страны.

 

Автор текста - Ирина КОНДРЯКОВА

Источник: ИД «Новости Югры»

 

 

Мы в соцсетях!