Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

В гости к Рубенсу
Паломничество в Ирбитский музей

Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
Адрес: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Елизарьевых, 28в

Телефон: 8 (34355) 6-37-96
Сайт музея: irbitgmii.ru
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 19.00, выходной – воскресенье, понедельник.

   Об Ирбитском Государственном Музее изобразительных искусств я был наслышан давно. Говорили, что там прекрасное собрание европейской гравюры времён её расцвета, что началу этой коллекции положили переданные из запасников Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени Пушкина работы старых мастеров, что директор музея – большой энтузиаст, и что недавно Ирбит «обзавёлся» живописной картиной Рубенса. В моём воображении рисовался скромный провинциальный музей из нескольких комнат, где теснится пара-тройка шедевров и сотня просто хороших старинных гравюр. И когда мне вдруг предложили съездить в этот небольшой городок, чтобы познакомиться с музеем, я почти сразу согласился. Когда ещё выпадет шанс посетить Ирбит? 200 километров от Екатеринбурга – хоть и немного, но, всё же, три часа пути, а с обратной дорогой – все шесть.

   Нас, блогеров, набралось на целый микроавтобус.

Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств

   Дорога к Ирбиту – асфальтированная, но это не значит гладкая (на заметку областным властям!). Полоса туда, полоса обратно – и, как водится на Урале, по слегка пересечённой местности: подъёмы и спуски по холмам, снегом покрытые поля, по обочинам – смешанный лес, но больше сосен и ёлок.

   Въехав в Ирбит, мы попали, как и следовало ожидать, в царство депрессивного районного городка. Лавируя по улочкам, мы то и дело проезжали мимо обветшалых, а нередко и заброшенных купеческих особнячков. Когда-то до Октябрьской революции (и чуть позже – во времена НЭПа) город Ирбит славился своей меховой ярмаркой, не менее знаменитой, чем нижегородская. Двести лет торговой истории принесли городу регулярную каменную застройку, по ценности мало уступающую старому Екатеринбургу.

   К сожалению, нет возможности проиллюстрировать эту часть рассказа: пеших прогулок по улицам не случилось, а через запотевшие окна автобуса трудно было снимать. Просто замечу: Ирбит пребывает в печальном полузапустении – за последние лет двадцать его населении сократилось с 50 до 35 тысяч. От Ирбитского мотоциклетного завода остался один цех, по сути, мастерская по сборке отдельных экземпляров на заказ. Люди предпочитают переезжать в не такой уж далёкий мегаполис.

   Директор радушно встретил нас на крыльце музея – живой, энергичный в свои шестьдесят пять лет, с небрежно накинутым шарфом а-ля Пиотровский, он явился пред нами посланником классической музейной культуры. Чуть погодя посмотрев в Гранатовом зале пару документальных короткометражек, мы убедились, что в молодости у директора был немного иной имидж, не столь классический. Директор носил не шарф, а «конский хвост» - убирал длинные волосы в косу.

Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств

   Карпов Валерий Андреевич – личность в музейном деле России примечательная, а в Ирбите просто легендарная. То, что он сделал для ирбитского музея за сорок с небольшим лет, с трудом укладывается в сознание. Во-первых, Карпов этот музей основал. Собрание музея, в котором хранятся подлинные работы Дюрера, Рембрандта, Гойи, Хогарта, Тинторетто, Пиранези, Ван Дейка, Калло, Рубенса и Леонардо да Винчи, а также современных европейских и российских художников, сегодня насчитывает около 15000 произведений. Работы экспонируются в 45 залах (!) общей площадью 2000 квадратных метров. По словам специалистов, за четыре десятка лет музей прошёл путь, который другие музейные собрания редко проходят за полтора века.

   А начиналось всё с обычного школьного сочинения, в котором ученик 9 класса В. Карпов написал о главной своей мечте – открыть художественный музей в родном Ирбите. Впрочем, предыстория музея уходит корнями ещё дальше. В годы Великой Отечественной войны часть собрания Эрмитажа была направлена в эвакуацию на Урал. Не для всех привезённых экспонатов нашлось место в Свердловске, кое-что перевезли на хранение в Ирбит. С этого момента небольшой уральский городок взамен прежней судьбы обретает новую. Теперь не пушнина связывает Ирбит с далёкой Европой, а сокровища иного рода – изобразительное искусство.

   В 1972 году молодой искусствовед Валерий Карпов добивается своего. В Ирбите, в типовом пристрое к панельной пятиэтажке, в каком в советское время обычно располагались гастрономы или комиссионки, открывается художественная галерея – сначала в статусе филиала Свердловской картинной галереи.

   Смелость города берёт, а иногда Эрмитаж, Русский и Пушкинский музеи. В благодарность за спасение изобразительного наследия в годы войны Эрмитаж передаёт из своих запасников партию картин, в том числе полотно «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», авторство которой предположительно приписывалось ученику Рубенса и потому считалось копией с венского оригинала. Совсем недавно эта картина была атрибутирована экспертами как произведение самого Питера Пауля Рубенса, знаменитого фламандского живописца 17 века. Теперь это полотно занимает в собрании ирбитского музея центральное место.

   В 1976 году Государственный Музей изобразительный искусств имени Пушкина в лице Ирины Антоновой разрешает молодому и амбициозному директору «порыться в запасниках» и отобрать 520 листов европейской и русской графики – большей частью руинированной, требовавшей реставрации. Так, ядром музейной коллекции становится европейская графика – гравюры и офорты, - вокруг них стал «прирастать» ирбитский музей.

Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств

   Пока наше государство пребывало в стороне от столбовой дороги цивилизации – капитализма и рыночных отношений, а произведения искусства не имели нынешней аукционной цены, директор частенько рыскал по столичным комиссионкам, отыскивая там разные антикварные сокровища (например, офорт Калло был куплен в ленинградском комиссионном магазине за 5 рублей – теперь эксперты оценили бы это произведение в несколько тысяч евро). Эти приобретения, понятно, с большой неохотой оплачивал городской бюджет.

   С Перестройкой пришло время перемен. Антиквариат вдруг обрёл в обществе иную, заоблачную стоимость, и прежний способ пополнения музейного фонда стал затруднителен. А рыночные реформы поставили музейное сообщество на грань выживания. С другой стороны, наступила эпоха людей предприимчивых в широком понимании этого слова. Карт-бланш получили не только бизнесмены всех мастей, но и отельные энтузиасты от искусства, фанатично преданные своей идее. Валерий Карпов оказался одним из таких редких фанатиков, который видел смысл жизни в служении музам.

   Как это ни парадоксально, но и в «лихие девяностые» Ирбитский музей продолжил развиваться. В 1992 году началась реконструкция главного (на тот момент единственного) здания. А в 2001-м музей получил дополнительные площади – бывший особняк Казанцевых: в советские времена в нём располагался роддом, который в новые времена закрылся «за ненадобностью». Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств

   Теперь в этом особняке располагается собрание уральских художников: здесь выставлены работы Германа Метелёва, Макса Гуревича, Александра Лысякова, Спартака Киприна, Виктора Реутова, Михаила Сажаева и других, – от графики и живописи до скульптуры и ювелирного искусства, около четырёх тысяч произведений и собрание продолжает расти. Музей отвёл отдельные залы Виталию Воловичу, Мише Бруселовскому, Андрею Антонову. Одни художники просто дарят свои работы, другие (как, например, Брусиловский) создают их прямо в директорском кабинете. Часть произведений были переданы музею по дарственному завещанию.

Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств

   Подведя нас к крыльцу очередного корпуса музея, директор принимался раскрывать нам «планов громадьё». Слушателям, честно говоря, было непросто определиться в отношении изображаемых перспектив. С одной стороны, планы кажутся несбыточно-нереальными, почти невозможными к исполнению в провинции (да и в мегаполисах-столицах для их исполнения потребовалась бы государева воля). С другой стороны, уже сделанное поражает не хуже самого смелого миража, явившегося средь голой пустыни. В холле этого корпуса висит план его развития – намечена постройка дополнительного крыла, а во дворе предполагается возвести большой атриум, застеклённую пирамиду, напоминающую ту, что стоит перед парижским Лувром. Этот план несколько лет назад был подвёрстан к международной выставке ЭКСПО, на проведение которой в 2020 году претендовал Екатеринбург. В случае успеха, Ирбитский музей мог рассчитывать на серьёзные инвестиции. Но как быть сейчас, учитывая, что столица Урала гонку за ЭКСПО проиграла? Не привязывать же эти планы к мировому чемпионату по футболу 2018 года, часть матчей которого должна пройти в Екатеринбурге? Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств

   Подходим к третьему зданию – Музею графики и рисунка, оно было реконструировано и открыто всего два года назад, а экспонировать графику на постоянной основе начали только в 2014 году, после того, как была установлена новейшая система освещения, найдена «формула света», исключающая губительный для графики ультрафиолет. «Не в каждом зале Эрмитажа есть такое оборудование», - замечает Карпов.

   Это здание тоже старинной кладки. В нём когда-то располагались склады Ирбитской ярмарки, а в советское время – производственные цеха... Постиндустриальная разруха пришла и сюда. И, что-то подсказывает мне, городские власти только рады сбросить с баланса лишний груз мало кому нужной в провинции недвижимости. Между тем, директор Карпов нацелился ещё на парочку разваливающихся старинных особняков Ирбита. Свои экспансионистские планы директор не скрывает. Вдобавок к имеющемуся он хотел бы открыть Музей российской графики и Музей современного искусства, тем самым придав Ирбитскому музейному центру почти универсальный, по сути, столичный характер.

   Фасад Музея графики и рисунка несколько напоминает Третьяковскую галерею. Случайное ли это совпадение или сознательная отсылка? А внутри – настоящий дворец или, точнее, древнегреческий храм. Интерьеры отделаны мраморной крошкой, по всему фризу второго этажа сделана роспись на тему древнегреческих мифов, а над парадной лестницей, проект которой принадлежит скульптору Андрею Антонову и которая могла бы украсить загородную резиденцию какого-нибудь европейского монарха, парит безглавая статуя Ники Самофракийской. Это копия Ники, установленной в Лувре, но не полноразмерная, иначе упёрлась бы крылами в потолок, а где-то в три четверти размера, с сохранением пропорций. Единственное отличие от античного оригинала – в ирбитской Нике, по словам директора, немного исправлен наклон статуи: «Теперь она летит вперёд, а не заваливается назад, как было в Лувре».

Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств Свердловская область Валерий Карпов Ирбит ГМИИ Ирбитский государственный музей изобразительных искусств

   - Ну и зачем всё это? – спросит придирчивый скептик, сопоставляя вложенный труд и финансы с полученным результатом. – Зачем имитировать европейский музей в провинции? Зачем собирать уникальные экспонаты в музейный комплекс, до которого двести километров пути и три часа езды по неважной дороге от ближайшего мегаполиса? В Екатеринбурге целая армия потенциальных посетителей, плюс многочисленные гости уральской столицы, - а музей, претендующий на универсализм в сфере прекрасного, расположен в депрессивном районном городке.

   Ходили разговоры о том, чтобы перевести музей со всеми фондами в столицу Урала. К счастью, этого не произошло, однако остановились на идее когда-нибудь открыть филиал Ирбитского музея в Екатеринбурге. Идея хорошая. Но вот когда? – это большой вопрос.

   «К счастью...» - потому что пребывание такого музея в провинциальном Ирбите это доказательство существования обыкновенного чуда. Оно, конечно, не случилось бы, если б не приложенные усилия...

   С другой стороны, удалённость, но не слишком большая, Ирбитского музея от Екатеринбурга открывает, на мой взгляд, для любителей и знатоков искусства своеобразный путь к паломничеству. Есть что-то правильное в том, что классическое наследие – собранное системно, с особым представительским разнообразием – не так уж легкодоступно, во всяком случае, не в шаговой доступности, как вездесущие супермаркеты.

Автор текста и фотографий: Александр СЕДОВ, ноябрь-декабрь 2014 г.

   Ссылки по теме:

   «Открытое интервью»: Карпов Валерий Андреевич

   Как делают мотоциклы «Урал» (Ирбитский мотоциклетный завод )

   Музей суровых мотоциклов (Ирбитский государственный музей мотоциклов )

   Город Ирбит

   Ирбит - Туринск (путевые заметки паломника)

   Куда поехать на выходные из Екатеринбурга?

   Города и села Урала

Мы в соцсетях!