Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Достопримечательности Перми

 

   В числе достопримечательностей современной Перми особое место занимает архитектура исторического центра. Старейшим архитектурным памятником на территории города является Петропавловский собор (1757–1764, ул. Петропавловская, 1), возведенный на месте деревянной церкви 1724 года. Это первое каменное здание города и редкий для Урала образец стиля барокко. В 1781 году церковь была преобразована в собор, в 1800-м здесь состоялось открытие Пермской епархии.

 

 

   Главной архитектурной доминантой Перми является Спасо-Преображенский собор (Комсомольский пр., 4), построенный на вершине горы Слудки над Камой. Строительство монастырского комплекса и храма началось в конце XVIII века, когда было отдано распоряжение о переводе сюда Пыскорского монастыря. Учреждение в Перми епархии придало строительству особый размах. Годы строительства собора: 1798–1832, авторы первоначального проекта – предположительно, М. Ф. Казаков или его ученики.

 

 

   Окончательный вариант колокольни выполнен пермским архитектором И. И. Свиязевым. Особенно сильное впечатление производит колокольня с перспективно уменьшающимися ярусами и шпилем, представляя собой образец архитектуры классицизма. Собор и колокольня не раз перестраивались, однако их первоначальный вид изменился незначительно. С 1931 года в здании находится Пермская государственная художественная галерея.

 

 

   Соборная площадь была реконструирована в 2009 году. С одной ее стороны открывается прекрасный вид на Каму, с другой уходит вдаль главный проспект города – Комсомольский. Здесь же расположен памятник святителю Николаю, выполненный в духе пермской деревянной скульптуры XVII века. Напротив Спасо-Преображенского собора находится здание бывшей Духовной семинарии (ул. Орджоникидзе, 12), построенное в 1831 году. Здесь учились многие выдающиеся люди Урала: писатели Д. Н. Мамин-Сибиряк, П. П. Бажов, М. А. Осоргин, изобретатель радио А. С. Попов и др., о чем свидетельствует мемориальная доска. В советское время здесь работала военная школа авиационных техников, самый известный ее выпускник – А. И. Покрышкин, трижды Герой Советского Союза. С 1962 года здесь располагалось Пермское высшее военное командно-инженерное краснознаменное училище ракетных войск имени маршала Чуйкова, впоследствии Пермский военный институт ракетных войск, закрытый в 2003 году.

   Рядом с собором находится здание архиерейского дома (1793–1800, Комсомольский пр., 6), выстроенное в стиле русского классицизма архитектором Г. Х. Паульсеном. С 1930-х годов и до недавнего времени здесь располагались коллекции Пермского краеведческого музея. Сейчас это здание передано епархии.

 

 

   Стиль классицизм широко представлен в архитектуре города творчеством И. И. Свиязева. Его авторству помимо соборной колокольни Спасо-Преображенского собора достоверно принадлежит беседка-ротонда (1824), украшавшая когда-то Загородный бульвар (затем сад Общественного собрания), а ныне парк культуры и отдыха имени М. Горького. Свиязев был автором проекта Всехсвятской церкви (1832–1838, ул. Тихая, 23), расположенной на самом старом кладбище города – Егошихинском. Церковь представляет собой нечасто встречающийся на Урале образец храма-ротонды. С севера и юга здание украшено дорическими портиками и выглядит весьма внушительно, хотя, быть может, не очень изящно.

 

 

 

 

   Предположительно, Свиязев имел отношение и к проекту особняка на берегу Камы, впоследствии известного как дом Н. В. Мешкова (ул. Орджоникидзе, 11). Дом был выстроен в 1820-е годы, однако в 1842 году сгорел во время большого пожара. В 1885 году этот участок земли вместе с руинами дома приобрел предприниматель Мешков. Дом подвергся значительной перестройке по проекту архитектора А. Б. Турчевича. Колонны коринфского ордера, мезонин, портик, соединяющий второй и третий этажи, декоративные вазоны на крыше, асимметрия из-за уклона мостовой и сейчас придают зданию величественный и одновременно изысканный вид. По желанию владельца дом строился так, чтобы быть лицом города для проплывающих по Каме судов. Н. В. Мешков слыл меценатом и интеллектуалом (несмотря на четыре класса образования), имел разносторонние интересы. Среди знакомых и гостей дома были писатели А. И. Куприн и М. Горький, певец Ф. И. Шаляпин, книгоиздатель И. Д. Сытин. Большим другом Мешкова был русский физик, основоположник гидро- и аэродинамики профессор С. А. Чаплыгин. В доме часто устраивались различные общественные собрания, проходила первая в истории Перми художественная выставка. В верхнем этаже находилась контора пароходства. В советское время в разные годы в здании размещались штаб 3-й армии Восточного фронта, медицинский факультет университета, ресторан и гостиница «Урал», управление Камского речного пароходства. В 2009 году здесь открылся Пермский краеведческий музей.

 

 

   Свиязеву приписывается и проект Благородного собрания (Дворянского клуба, 1832–1837, ул. Сибирская, 20). Одно время здесь размещалась мужская гимназия, проходили концерты. С 1922 года по сей день бывшее Благородное собрание является клубом милиции (УВД).

 

 

   В 1960-е годы при реконструкции облик здания значительно изменился, были полностью переделаны интерьеры. Также И. И. Свиязев был автором Дома гражданского губернатора (1826, ул. Сибирская, 27), однако это здание дошло до наших дней в перестроенном виде.

 

 

   Середина – вторая половина XIX века в Перми – эпоха бурного строительства разбогатевшего города. Здания этого периода сохранились до наших дней в наибольшем количестве и дают наглядное представление о внешнем облике губернской Перми. Среди наиболее интересных культовых построек следует назвать Свято-Троицкий кафедральный собор, известный также как Слудская церковь (1845–1849/57, ул. Орджоникидзе, 93). Собор был закрыт в 1930-е годы, но уже в 1944 году возобновил службы.

 

 

   Кирпичное здание с элементами псевдорусского стиля – храм-часовня святителя Стефана Великопермского (Комсомольский пр., 18) – было возведено в 1881–1887 годах в память 500-летия проповеди св. Стефана и являлось центром духовного образования в дореволюционной Перми. В 1920 году в здании часовни открылся клуб эсперанто, затем школа, детский сад. В 1996 году часовня была возвращена епархии. Помимо собственно храма-часовни в здании располагаются воскресная школа Свято-Троицкого кафедрального собора, епархиальная библиотека и редакция газеты «Православная Пермь».

   В 1873 году на средства купцов Каменских в Перми был основан Успенский женский монастырь. Главная церковь монастыря, освященная во имя Казанской иконы Божьей Матери (ул. Плеханова, 39), представляет собой необычный для Урала псковский вариант неорусского стиля. Автор проекта не установлен. Известно, что в оформлении церкви принимали участие художники С. И. Вашков (деревянный резной иконостас и эскизы утвари) и Н. К. Рерих (иконы для иконостаса). Также вероятно авторство Н. К. Рериха майоликовых панно «Казанская Божия Матерь» на восточном и «Спас Вседержитель» на северном фасадах. В подвале церкви предполагалось устроить фамильную усыпальницу Каменских в дополнение к существовавшей в пещерном храме Успенского собора того же монастыря. Однако здесь был похоронен только И. Г. Каменский (1919). В 1920 году монастырь был закрыт, в 1984–1993 годах церковь принадлежала Пермскому областному краеведческому музею (в ней располагался отдел археологии). В 1993-м церковь и монастырь были возвращены епархии.

 

 

 

   В духе московского узорочья XVII века выстроены Успенская церковь (1905), расположенная на Егошихинском кладбище, и Вознесенско-Феодосьевская церковь (1903–1904, ул. Борчанинова, 11). Оба храма были построены по проекту архитектора А. И. Ожегова. Вознесенско-Феодосьевская церковь в 1930 году была закрыта и передана под хлебозавод. В 1991 году службы в ней возобновились.

 

 

   В 1861–1864 годах в Перми была построена лютеранская кирха (ул. М. Горького, 38), в 1867-м – костел (ул. Пушкина, 28), в начале XX века – синагога (ул. Екатерининская, 116). В 1990-е годы все эти центры культа возобновили свою деятельность.

 

 

   Интересно здание соборной мечети (1901–1903, архитектор А. И. Ожегов, ул. Осинская, 5): оно является образцом кирпичного стиля, где кирпич используется как богатый декоративный материал, а в деталях декора наряду с традиционными мусульманскими символами прослеживаются элементы русской деревянной резьбы. В 1986–1990 годах здание мечети принадлежало Пермскому областному краеведческому музею. Здесь был выставочный зал, и хранились фонды. В 1990 году мечеть была отдана верующим. Сейчас это центр мусульманской культуры города.

 

 

 

 

   Из светских сооружений следует отметить творение архитектора А. Б. Турчевича – дом купца Грибушина (конец XIX века, перестроен в 1906, ул. Ленина, 13). В его декоре использованы приемы барокко, классицизма и модерна, богато представлена лепнина. Автором лепных деталей был мастер-самоучка П. Агафьин. Главная достопримечательность – барельефы женских головок разного возраста, которые, как говорят, представляют портреты дочери хозяина дома в разные периоды ее жизни. Ограда и ворота дома имеют характерный для модерна растительный рисунок. Интерьеры дома сейчас частично восстановлены. В парадной гостиной была великолепная акустика, и часто устраивались музыкальные вечера. С. М. Грибушин был директором местного отделения Императорского музыкального общества и большим любителем музыки. С 1986 года в доме располагается Пермское отделение Уральского центра Российской академии наук, в парадном зале снова проходят концерты. Дом является одним из символов Перми и, по предположениям литературоведов, прообразом «дома с фигурами» в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».

   Недалеко от дома Грибушина находится особняк купца П. Г. Гаврилова (ул. Ленина, 22), построенный в 1880 году. Здание интересно еще и тем, что здесь останавливались тенор Леонид Собинов (в 1910-м), поэт Константин Бальмонт (в 1915-м). После революции памятник архитектуры стал обычным жилым домом и к 2001 году был признан аварийным. Жильцов расселили, а здание воссоздали, строго следуя сохранившимся проектам XIX века. Сейчас здесь располагается банк.

   Рядом с домом Гаврилова расположен дом купца Н. И. Михайлова (ул. Ленина, 24). Дом, как и соседний особняк, был воссоздан заново и полностью соответствует чертежам, по которым он строился в 70-е годы XIX века. Лепнину с фасадов восстанавливали по слепкам и сохранившимся фотографиям того времени.

   По ул. Ленина, 28 находится здание Главпочтамта, построенное по проекту А. Б. Турчевича в конце XIX века для купца Кузнецова, который сдавал его в аренду. В стену здания вделан верстовой столб, который обозначает так называемый нулевой километр («До Москвы 1300 верст»).

   Здание администрации города Перми и Пермской городской Думы (ул. Ленина, 23) имеет длинную историю. На этом месте в начале XIX века был дом Булгакова, построенный, предположительно, по проекту Свиязева. В 1824 году здесь останавливался император Александр I. После пожара в 1842-м дом был почти полностью перестроен, и в нем разместилась Пермская казенная палата со своей больницей, церковью и квартирами для чиновников. Некоторое время здесь работал писатель Ф. М. Решетников. В 1910-е годы устраивало выставки Пермское общество любителей живописи, ваяния и зодчества. Сейчас эта традиция возродилась – в конце XX века здесь открылась «Белая гостиная», где проходят выставки художников. В советское время в здании размещался губисполком (с 1919 по 1923), а затем (до 1975 года) – облисполком. В 1931 году дом был надстроен двумя этажами.

   В 1913 году в специально перестроенном здании, принадлежавшем купчихе Журавлевой, был открыт кинотеатр «Триумф» (ул. Ленина, 44). В 1933 году его переименовали в «Художественный», в 1999-м вернули прежнее название. Сейчас кинотеатр закрыт.

   Далее, по ул. Ленина, 48 находится бывшее здание церкви Рождества Богородицы, построенной на средства купца В. Г. Лапина в 1789–1810 годах. В советское время здесь расположился фармацевтический институт (ныне академия), в котором имеется музей истории фармацевтического дела и образования на Урале. Сейчас принято решение о передаче здания епархии.

   Еще одним образцом здания в стиле позднего классицизма на ул. Ленина, 56 является бывший губернский (Богородицкий) детский приют Е. И. Любимовой. Приют был открыт в 1850 году и переехал в это здание в 1852-м. В 1875 году попечительницей заведения стала жена известного купца и промышленника И. И. Любимова. После революции приют стал детским домом, потом здание было отдано под школу, в годы войны – под эвакогоспиталь. Сейчас здесь находится уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

 

 

   На углу улиц Ленина и Газеты «Звезда» расположен внушительный, эклектично оформленный дом, который до революции принадлежал Духовному училищу. Когда-то это был двухэтажный барский дом с высокими потолками, паркетными полами, изразцовыми печами и лепниной. В 1868 году его купили у чиновника Образцова для духовного училища. Здание пришлось расширить и значительно перестроить, в результате чего появился некоторый разнобой в его внешнем облике. Училище располагалось здесь до своего закрытия в 1918 году. Во время завоевания Перми Колчаком в доме располагалась контрразведка. В советский период сюда переселяли разные учебные заведения, в 1935-м здесь обосновался Пермский городской Совет, с 1975-го находится Пермский государственный институт искусства и культуры.

   Здание государственного банка (угол ул. 25 Октября – ул. Ленина) было построено во второй половине XIX века и изначально принадлежало потомственному почетному гражданину Перми, купцу 1-й гильдии В. В. Хотову. Банк приобрел это здание в 1896 году. Сейчас здесь находится Главное управление Центрального банка России по Пермскому краю.

   По ул. 25 Октября, 1 можно отметить дом купца П. А. Попова – один из самых старых пермских домов. Место под застройку было предоставлено Попову в 1784 году. В 1812 году на втором этаже дома квартировал ссыльный реформатор М. М. Сперанский. После пожара 1842 года дом был куплен и восстановлен известным уральским просветителем и краеведом М. Г. Сведомским. Впоследствии он продал здание почтовому ведомству. Здесь у своего дяди – почтового служащего останавливался будущий писатель Ф. М. Решетников. В советское время дом был отдан под различные конторы.

   Дом В. Е. Вердеревского (ул. Орджоникидзе, 17) был выстроен на месте скромного дома с садом чиновника Афиногенова после пожара 1842 года. Первый владелец В. Е. Вердеревский – председатель Казенной палаты, дядя известного тогда поэта Евгения Вердеревского, открыл здесь трактир «Славянский базар» с гостиничными номерами. Следующими владельцами дома стала семья Протопоповых – владельцев губахинских и кизеловских шахт. В дальнейшем хозяевами становились золотопромышленник Шайдуров, семья Ветошниковых; в нем размещались фотография Метаниевой и типография Каменского. После революции дом стал общежитием для учащихся железнодорожного техникума. Сейчас это еще и пример едва ли не самой удачной в Перми реставрации.

 

 

   Яркий образец кирпичного стиля – здание Мариинской женской гимназии (1884–1887, архитектор Ю. И. Дютель, ул. Петропавловская, 23). В его декоре можно выделить элементы готики и русского деревянного зодчества. На месте современного здания в 1840-е годы был дом дворянина Е. Чадина, который, по преданию, из-за скупости, велел сложить печь из старинных чугунных надгробий, которые похитил с кладбища. Во время именин Чадина на пироге гости отчетливо увидели отпечаток черепа и костей. Гости сбежали, а хозяина от переживаний «хватил удар», и он умер. После этого в народе заговорили о «доме с кикиморой». Вдобавок во время большого пожара 1842 года дом Чадина уцелел, что так же объяснили присутствием нечистой силы. По решению общества «нехороший» дом был разрушен, а на его месте построено современное здание, похожее на дворец. В советское время здесь разместился агрономический факультет Пермского университета, позже ставший сельхозинститутом, а с 1995 года – Пермской государственной сельскохозяйственной академией.

   На улице Петропавловской, 25 находится Дом Смышляева – угловое двухэтажное здание с изящным аттиком над скругленным углом и красиво, в стиле классицизма, обрамленными окнами. На этом месте в конце XVIII века был возведен дом купца Жмаева, от которого после пожара 1842 года остался только фундамент. Дом заново отстроили купцы Смышляевы. Своим «народным названием» дом обязан Д. Д. Смышлаеву. Часть комнат в доме сдавалась второму в городе купеческому клубу (создан в 1863 году). После смерти жены Смышляев продал дом казне. Здание заняла Пермская городская Дума. Здесь же размещалась Городская общественная библиотека. В 1882–1885 годах к зданию был сделан пристрой с парадным крыльцом и двусветным залом; со стороны Петропавловской улицы появился третий этаж. В июне 1916 года здесь бывал поэт Б. Л. Пастернак. Считается, что библиотека стала прообразом юрятинской читальни, где встретились герои романа «Доктор Живаго» – Юрий Живаго и Лара Антипова. С 1967 года здесь размещается пермская городская библиотека имени А. С. Пушкина.

   По адресу ул. Петропавловская, 26 находится здание бывшей мужской гимназии. Дом в два этажа с большим куполом и балконом был построен здесь в 1795 году по проекту губернского архитектора Васильева. Пожар 1842 года нанес ему значительный урон, и в 1845–1851 годах на этом месте построили новое здание. В гимназии (до 1808 года – народное училище) учились и преподавали писатели Мельников-Печерский и М. А. Ильин (Осоргин), архитектор И. И. Свиязев, краеведы Д. Д. Смышляев, Н. К. Чупин. Выпускник гимназии А. Ф. Мерзляков стал профессором Московского университета и учителем М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева. В 1923 году в бывшем здании гимназии разместился рабфак, с 1932 – медицинский факультет Пермского университета. Сейчас здесь располагается Пермская государственная медицинская академия имени академика Е. А. Вагнера.

 

 

   В 1880 году завершилось строительство театра оперы и балета (ул. Петропавловская, 25а) по проекту архитекторов Р. И. Карвовского и В. В. Попатенко. Здание почти без изменений дошло до наших дней, сохранив великолепную акустику. Первой оперой, поставленной в Перми в небольшом деревянном строении рядом с Гостиным двором и Сенным рынком, стала «Жизнь за царя» М. И. Глинки. Это произошло в 1870 году. Здание театра было построено на пожертвования горожан. Поначалу в нем выступали лишь заезжие артисты. В 1895 году была учреждена Пермская театральная дирекция. Оперу содержали за счет города. Столичная пресса даже называла пермяков рубежа XIX–XX веков опероманами. Сейчас пермский театр имени П. И. Чайковского – один из ведущих в провинции. Его спектакли не раз получали престижную в российском театральном мире награду – «Золотую маску».

   Кирпичный стиль представляет дом купчихи М. М. Барановой (ул. Петропавловская, 51) – двухэтажное здание, построенное по проекту архитектора Р. И. Карвовского. Сначала в доме располагались магазины и квартиры, в которых жили, в частности, артисты антрепризы. В 1909 году верхний этаж был переоборудован под электротеатр «Модерн». В советское время в 1925 году в доме находились чаеуправление, столовая и квартиры, в 1926-м разместился почтамт, в 1930-е – дом речников имени Сталина. Сейчас здесь находится Земельная кадастровая палата по Пермскому краю.

   Еще один образец кирпичного стиля – здание бывшей Пермской женской учительской гимназии (ул. Советская, 56). Дом был возведен в 1885 году по проекту архитектора В. В. Попатенко для пароходчиков братьев Каменских. В 1900 году здание приобрели купцы Гавриловы и Поповы. Верхний этаж был жилым, а на первом располагались магазины и склады. Во дворе был большой каретный двор, внизу – огромные подвалы для товаров (сейчас они засыпаны). В 1909 году здесь открылась женская учительская семинария, в которой готовили сельских учительниц. После революции здесь обучали военных комиссаров, затем открыли педагогический техникум, перед войной – один из факультетов педагогического института. После войны здесь была школа, Дом пионеров. Сейчас это Дом детского творчества «Пермячок». В доме сохранились старинные печи с изразцами, лепнина и витражи.

   Памятником архитектуры эклектики является здание железнодорожного вокзала Пермь-I. Оно расположено напротив речного вокзала на набережной (ул. Орджоникидзе, 5). В начале XVIII века на этом месте располагались торговые лавки, в 1745 году был выстроен Гостиный двор. 1 октября 1878 года состоялось торжественное открытие Уральской горнозаводской железной дороги от Перми до Екатеринбурга протяженностью в 468 верст. К этому времени и было возведено нарядное одноэтажное здание вокзала с островерхими башенками, построенное по проекту архитектора И. А. Быховца. Он же позднее строил железнодорожный мост через Каму и вокзал станции Пермь-II. Сейчас станция Пермь-I не действует, здание вокзала демонстрируется как памятник архитектуры. Рядом с ним располагается небольшой сквер с паровозом. Это маневровый танк-паровоз 9П. Такие выпускались в СССР с 1935 по 1957 годы. Один из них и был оставлен в качестве памятника самому себе.

 

 

   Интересный памятник неорусского стиля – здание Кирилло-Мефодиевского училища (1910, архитектор В. А. Кендржинский, ул. Пушкина, 76). В его облике сочетаются характерные черты новгородского, псковского, московско-суздальского зодчества, а также имитация изразцовых поясков, характерных для культового зодчества XVI–XVII веков. Общая асимметрия здания, высокая сложная кровля, разновысотность создают неповторимый облик этого архитектурного памятника. Северная повышенная часть с богатым декором, крыльцом и фонарем является парадной, здесь располагаются административные помещения и большой зал со сценой. Южная часть занижена, крупные оконные проемы подчеркивают назначение здания как учебного заведения: здесь находятся комнаты, в которых когда-то были классы.

   В 1910 году было построено также здание гостиницы «Королёвские номера» (ул. Сибирская, 5). Его хозяином был купец-лесопромышленник В. И. Королёв. В гостинице предлагался европейский комфорт: электрическое освещение, водопровод и водяное отопление, русская и кавказская кухня. Здесь в 1918 году жил в ссылке брат последнего российского императора Великий князь Михаил Романов. Отсюда в ночь с 12 на 13 июня его похитили вместе с его секретарем и другом англичанином Брайаном Джонсом и увезли в неизвестном направлении. Место их захоронения до сих пор неизвестно. Сейчас в память о двух невинно убитых постояльцах на здании помещена мемориальная доска. В 1928 году в этой же гостинице в течение нескольких дней жил поэт В. В. Маяковский. Сейчас здесь располагается общежитие для артистов театра оперы и балета. Здание интересно и как памятник архитектуры провинциального модерна.

   Неплохо представлено в Перми и деревянное зодчество начала XX века.

   Прекрасным местом для прогулок является набережный сад имени Ф. М. Решетникова, в народе известный как Козий загон. Сад был разбит на высоком берегу Камы. В 1882 году в нем стал играть оркестр, в 1907 высадили липы и сделали красивую деревянную ограду. Тогда сад стал называться Набережным. В 1861 году пермская общественность предложила назвать сад именем Багратиона, но название не прижилось. Имя писателя Решетникова было присвоено скверу в 1928 году. В 1985 здесь был установлен памятник Героям гражданской войны.

   Из пермских сооружений советского периода стоит отметить несколько зданий на улице Орджоникидзе. Улицу назвали так в 1937 году, а до этого она постоянно меняла названия: сначала была Береговой, потом Набережной, в конце XVIII – Монастырской, в первые советские годы – Трудовой. Интересно здание узла связи Камского речного пароходства – (ул. Орджоникидзе, 13, ныне здесь размещаются офисы фирм и банков). Этот, по сути, единственный образец конструктивизма в Перми был построен в 1930-е годы из монолитного бетона. Здание находится рядом с домом Мешкова.

 

 

   Следом идет «Дом со львами» – здание комбината «Молотовуголь», позже Пермглавснаб (ул. Орджоникидзе, 15). Дом был построен в 1946 году по проекту архитектора Чернова. Это массивное четырехэтажное строение в стиле «сталинского ампира» с колоннадой в центральной части и гипсовыми статуями работников угольной промышленности на балконе верхнего этажа. По обе стороны от входа расположены статуи львов, которые и стали самой запоминающейся деталью дома. На противоположной стороне улицы находится здание Речного вокзала (ул. Орджоникидзе, 2), выстроенное в 1940 году в стиле «сталинского ампира» по проекту архитектора А. З. Гринберга. Когда-то на этом месте появилась первая незаводская улица Перми, преобладали купеческие дома. В годы Великой Отечественной войны в здании вокзала обустроили гостиницу для эвакуированных. В 1990-е годы, когда пассажирские речные перевозки почти прекратились, в Речном вокзале торговали, потом закрыли. Сейчас здание реставрировано, в нем располагается музей современного искусства PERMM.

   С элементами конструктивизма построено здание гостиницы «Центральная» (начало 1930-х, ул. Сибирская, 9). Семиэтажный дом долгое время был одной из самых высоких построек города. Интересна история гостиницы, которую поэтично называли «Ноев ковчег», «Обитель муз», «возвышенный дом». В годы Великой Отечественной войны здесь в эвакуации жили выдающиеся деятели культуры. С 1941 года в течение трех лет это был дом артистов ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинского). Постояльцами гостиницы были балерины Г. С. Уланова и Н. М. Дудинская, композиторы А. И. Хачатурян и С. С. Прокофьев, писатели В. А. Каверин, Ю. Н. Тынянов, В. В. Бианки, И. С. Соколов-Микитов, В. Ф. Панова, Осип и Лиля Брик, гипнотизер Вольф Мессинг и др. Лиля Брик издала в «МолотовГИЗе» книгу «Щен» – адресованные ей письма В. В. Маяковского. Говорят, что за это директора издательства сняли с работы, потому что в книге был «искажен образ пролетарского поэта Маяковского». Вера Панова написала здесь роман «Кружилиха» и повесть «Спутники», Арам Хачатурян – балет «Гаянэ», Юрий Тынянов – несколько рассказов, в том числе «Гражданин Очер» о Павле Строганове, и заканчивал роман «Пушкин», Вениамин Каверин работал над второй книгой романа «Два капитана». Вольф Мессинг устраивал в оперном театре вечера с психологическими опытами.

   После войны на 6 и 7 этажах гостиницы жили артисты пермского оперного театра. Сейчас «Центральная» – не столько гостиница, сколько офисный центр. Она признана памятником архитектуры регионального значения.

 

 

   Но, пожалуй, наиболее знаменитой постройкой XX века является так называемая Башня смерти (Комсомольский пр., 74). Интересна она не столько своей архитектурой, довольно обычной для стиля советского классицизма, сколько различными преданиями, с нею связанными. Свое жутковатое название здание получило в повседневном общении пермяков в связи с тем, что здесь располагается областное УВД. Легендарная история здания мало соответствует реальным обстоятельствам его существования. Многим известно, что оно было построено в конце 1950-х годов, однако городское предание напрямую связывает Башню смерти с годами «большого террора» 1930-х. Говорят, что в те мрачные годы в здании «была наверху камера смертников, и оттуда по ночам людей сбрасывали – патроны берегли» . Башню наделяют секретными камерами пыток, таинственными подвалами, камерами смертников, подземными ходами и т. п. Кто-то «видит здание одетым «в бледные одежды смерти» – так «прочитывается» колорит окраски фасада» .

   В символическом слое жизни города Башня смерти входит в один ряд с другими переосмысленными местными реалиями – ручьем Стикс, Сибирским трактом, убийством Михаила Романова, со всеми элементами, создающими каторжно-ссыльный колорит Перми. Интересна композиционная роль Башни смерти: она обозначает конец главного проспекта города – Комсомольского, который берет начало от другой башни в стиле классицизм – колокольни Спасо-Преображенского собора. В рассказе «Башня смерти» (1997) пермского прозаика А. Субботина этот элемент пермского текста реализовал свой нарративный потенциал: по сюжету, Башня смерти стала главной площадкой фантасмагорических событий в духе Кафки и популярных антиутопий.

   Современная Пермь славится своими многообразными инициативами в сфере популяризации города, края, местного культурного наследия. В 2010 году в городе стартовал проект «Зеленая линия». Проект представляет собой пешеходный туристический маршрут, который действует круглый год. Он создавался при совместном участии администрации Перми и министерства развития торговли и предпринимательства Пермского края. Маршрут проложен зеленой линией по тротуарам центра города – от памятника «Пермяк – соленые уши» до скульптуры «Пермский медведь» через историческую часть Перми. Время прогулки составляет приблизительно 1,5–2 часа. В начале маршрута находится Информационно-туристический центр, который располагается на ул. Ленина, 58, в здании гостиницы «Урал». Здесь можно взять буклет-путеводитель, который содержит схему маршрута, перечень основных достопримечательностей, их фотографии и краткую характеристику. Также можно получить аудиозапись с экскурсией, которую создали специально для «Зеленой линии». Ее можно скачать себе на плеер или телефон, или же взять mp3-плеер в Центре. И буклет, и аудиозапись выдаются бесплатно. Около каждого объекта экскурсии имеется стенд с информацией. Текст рассчитан как на школьников, так и на взрослых, на стендах и в аудиозаписи имеются версии на русском и английском языках, в буклете – пока только на русском, но планируется издание на английском. Идею создать пешеходный маршрут пермяки заимствовали у немцев из города Ганновер, где существует подобный проект «Красная линия».

 

 

   12 июня 2011 года в Перми состоялось официальное открытие нового маршрута «Красная линия». В его основе – 16 историй любви людей, которые имели отношение к Перми: пароходчик Н. В. Мешков, писатель А. П. Гайдар, великий князь Михаил Александрович Романов, антрепренер С. П. Дягилев и др. Автором идеи маршрута и текстов к нему является председатель клуба «Пермский краевед» В. Гладышев. Маршрут кольцевой, начинается и заканчивается у губернаторского дома на ул. Сибирской . В планах создателей «линий» – дальнейшее расширение экскурсии с включение в нее новых объектов: Пермь Пастернака, Пермь Чехова, «музейная миля» по ул. Орджоникидзе и др.

   

Автор: Лидия ДОБРЕЙЦИНА,
доцент кафедры культурологии и СКД Уральского федерального университета

   

Более подробный рассказ о достопримечательностях Перми,

а также других городов Приуралья,

расположенных на территории Республики Удмуртия и Пермского края,

можно прочесть в книге Л. Е. Добрейциной и Т. О. Санниковой

«Исторические города Урала. Часть 3. Республика Удмуртия и Пермский край».

Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012.

По вопросам приобретения обращаться по адресу dobreycina@yandex.ru.

 

 

Мы в соцсетях!